"ЛИТЕРАТУРНАЯ ЕВРАЗИЯ". ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К ПЕРВОМУ ТОМУ
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык!», - писал Иван Тургенев, проживший большую часть жизни на чужбине. Язык - не просто средство коммуникации, не просто один из способов передачи наших мыслей. Язык - это еще и система ценностей, формирующая не только личность, но и образ нашего мышления и, если хотите, судьбу. Здесь вспоминается восклицание одного из героев, попавшего на планету Кин-дза-дза в одноименном фильме: «Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите!». Так языковая культура разных народов мира определяет в итоге их развитие, их взлеты и падения, их растворение в других, более прогрессивных цивилизациях. Кто знает, быть может, корень всех мировых войн кроется именно здесь. На это намекает нам и библейская история о Вавилонской башне. Язык - школа духа, в которой взращиваются народы, говоря проще, язык формирует менталитет. И, с этой точки зрения, особняком стоит феномен русского мира.
«Я - русский человек грузинской национальности», - писал Иосиф Сталин в автобиографии. Россия - страна, ставшая домом для многих народов (сейчас на территории нашего государства их проживает около двух сотен). И поводом для такого неслыханного, не имеющего аналогов в мировой истории, объединения стал, в первую очередь, русский язык. Вот она, его свобода, его правда, его величие и сила, о которых писал Тургенев. Сохраняя свои национальные традиции, свою память, свою культуру, на территории Российского государства веками уживаются люди, вроде бы не имеющие между собой ничего общего. Русские, татары, башкиры, армяне, чеченцы, осетины, удмурты, якуты, кумыки, евреи… У нас разные обычаи, разные религиозные убеждения, даже климат и тот разнится - от субтропического до полярного, до тундры. Но все мы, при этом, являемся частью огромного русского мира, поскольку говорим то, что думаем и думаем то, что думаем изнутри системы сплотившего нас языка.
Но русский мир не заканчивается там, где проходит государственная граница Российской Федерации. Исторический процесс, начавшийся с Октябрьской революции и завершившийся развалом СССР, волны эмиграции, отделение большой части территорий, все это послужило поводом для формирования карты нового русского мира. На глобусе его проще всего обозначить Евразийским материком, включив отдельные части материков Серверной и Южной Америки. Это мир, где в разделении живут люди, думающие, говорящие и пишущие по-русски, люди, у которых один дух, один менталитет, одни корни. И сборник «Литературная Евразия» - это попытка их объединить. Пусть не на одной земле, но под обложкой одной книги.
В первом томе антологии собраны стихи и проза русскоязычных авторов, проживающих в России, Украине, Белоруссии, Киргизии, Латвии, ОАЭ, Италии, ДНР, США, Израиле и Великобритании. Потому книгу, которую вы держите в руках, можно смело назвать «Литературной картой». Из тома в том ее география будет только расширяться, захватывая новые рубежи, что в итоге даст полноценное представление о мире современной русской литературы.
Исходя из поставленной задачи, мы не стали ограничивать сборник жанрово или тематически, чтобы складывающаяся картина была максимально обширной. Потому в книге можно встретить как стихи о любви, так и отвлеченные философские размышления, гражданскую лирику, фантастические рассказы или деревенскую прозу. Разнится и возраст авторов: кто-то из них совсем недавно получил паспорт, другим же глубоко за пятьдесят. Одни только начинают свой творческий путь (и подают здесь большие надежды), другие уже успели внести заметный вклад в искусство русского слова. Так или иначе, все авторы, опубликованные в сборнике, номинированы на соискание литературной премии Мира, которую учредило наше издательство при поддержке газеты «Правда жизни». Премия будет вручена вначале 2017 года, на этот же период нами запланирован выпуск второго тома антологии.
Максим БУРДИН, поэт, прозаик, главный редактор антологии стихов и прозы «Литературная Евразия»